Полиграфия европейского уровня за умеренную цену
(499) 943-20-94
Что такое печать по «стандарту»?


Александр АМАНГЕЛЬДЫЕВ,
главный редактор,
журнал «Курсив»

Стандартизация процесса офсетной печати согласно нормам ISO 12647 принята во всем мире. Следование требованиям этого стандарта обеспечивает корректную передачу цвета и гарантирует высокое качество печатной продукции. Однако так ли просто добиться соответствия параметрам ISO в реальных производственных условиях? Для чего необходимо придерживаться рамок стандарта и можно ли совместить теорию с практикой?

О стандартизации печати в последнее время говорится много, и на эту про- блему смотрят под разными углами. В нашем журнале эта тема тоже под- нималась неоднократно. Но полной ясности все еще нет. С одной стороны, существует стандарт ISO 12647, где перечислены пара- метры технологического процесса и их зна- чения, которыми необходимо руководство- ваться при изготовлении печатных форм и тиражных оттисков. В другом стандарте, ISO 2846-1, приводятся требования к печатным краскам.

В принципе соблюдение разработанных норм на всех стадиях процесса производства должно гарантировать хороший результат. Однако на деле он не всегда предсказуем. Это вовсе не означает, что добиться соответствия требованиям стандарта невозможно. Наоборот, многие полиграфические предприятия в разных странах уже довольно давно отладили у себя производство так, что учитываются все требования ISO. На самом деле ситуация достаточно проста: по сути, цифры, приведенные в ISO 12647, — это всего лишь критерий, по которому можно проверить, соответствуют ли условия печати нормам этого стандарта. Однако в нем нет никаких указаний относительно того, как достичь этих показателей. В любом случае, обеспечение качественной печати — задача типографии, и она сама должна добиться соответствия существующим международным полиграфическим нормам. Встает резонный вопрос: нужен ли тогда стандарт ISO как таковой? Нужен, и в первую очередь для тех, кто хочет иметь постоянных, солидных клиентов, зачастую с мировым именем.

Представьте себе ситуацию: в неком журнале планируется поставить рекламу крупной международной компании (например, косметической). Сам рекламный модуль очень сложен в дизайнерском отношении и содержит цвета с едва различимыми оттенками (например, тонального крема). При этом требование рекламодателя — абсолютно адекватное воспроизведение этого модуля в журнальных изданиях разных стран. Задача не из простых. Конечно, серьезные рекламные агентства сделают модуль на высочайшем уровне, приложат все необходимые профили и сертифицированную цветопробу. При печати необходимо обеспечить «попадание» в цвет. Но это возможно только в редких случаях. На одном печатном листе могут располагаться разные полосы, для правильной цветопередачи которых придется проделать взаимоисключающие процедуры. А значит, правильно передав цвет на одной полосе, можно испортить другие. Таким образом, все: от допечатной подготовки до получения тиража — нужно выполнять по единым нормативам, что можно сделать только при сквозной стандартизации. Причем требования стандарта должны быть известны каждому участнику процесса производства и одинаковы для всех. Следовательно, чтобы работать на международном уровне, без внедрения ISO никак не обойтись.

Для начала попробуем разобраться, что значит для типографии печать по стандарту. Понятие «качественная печать» подразумевает многократно воспроизводимую, стабильную во времени печать без брака с соблюдением ряда параметров. Рассмотрим все эти составляющие.

Печать без брака

Полностью избавиться от брака при печати весьма сложно. Кроме того, возникает вопрос, что считать браком? В полиграфии за многие годы сформировался целый перечень параметров печати и возможных отклонений от них. Что любопытно, о последних в стандарте ISO нет ни слова. Естественно, это не означает, что можно печатать как угодно,лишь бы цвета основных плашек имели нужную колориметрическую характеристику. Просто в стандарте подразумевается, что ни о каких отклонениях не может быть и речи. Тем не менее для его внедрения на практике необходимо понимать, какие отклонения в процессе печати могут возникнуть, в какой степени они влияют на качество полиграфического исполнения, насколько они допустимы и возможно ли эти отклонения как-то выявить и измерить. Для этого к сюжетной части оттиска всегда добавляется контрольная шкала, которая позволяет обнаружить те или иные проблемы при печати. Шкалы бывают самые разные, их разрабатывают как специальные институты (например, Fogra), так и производители печатного оборудования или даже консалтинговые компании. В конце концов, не важно, какой шкалой пользоваться, главное, чтобы она давала возможность проследить наличие отклонений и количественно их измерить. Теперь перейдем непосредственно к дефектам, возникающим при печати.

  • Неприводка

Подразумевается, что на всех красочных изображениях, напечатанных на одной стороне листа, должны точно совмещаться цвета. Но так бывает не всегда. Качество приводки зависит от состояния машины (по мере ее износа выдерживаемая точность падает), используемой бумаги (более тонкая бумага легче деформируется в процессе печати, и точно положить четвертую краску на первую становится невозможно), формата печатной машины (лист большего формата больше деформируется в процессе печати) и от множества других факторов напрямую с печатью не связанных, например, от качества печатных форм или их натяжения при установке в печатную машину. Необходимость следить за таким количеством нюансов не позволяет полностью избавиться от неприводки, можно лишь стремиться к ее уменьшению. Для определения качества печати вводится количественный параметр неприводки, причем для каждого класса печати разный: для газетной — +/-0,4 мм, несложной журнальной — +/-0,3 мм, качественной журнальной — +/-0,2 мм и высококачественной элитной — +/-0,1 мм. На рис. 1 показана неприводка при сильном увеличении. В принципе эти значения во многом условны, и типографии вправе использовать свои, но вот согласится ли заказчик, если они будут больше указанных? ¦ Скольжение. Этот дефект возникает, когда лист проходит через машину и скользит по отношению к офсетному полотну. В результате растровая точка деформируется примерно так, как изображено на рис. 2. Ее относительная площадь существенно увеличивается, и, как следствие, искажается изображение. Чтобы заметить появление этого дефекта, в состав контрольной шкалы вводятся специальные элементы контроля скольжения (разные виды дефектов печати и их проявление на тестовой шкале GATF можно видеть на рис. 3). Скольжение проявляется на поле шкалы только в случае превышения нормы, так как из-за деформации офсетного полотна избавиться от него невозможно.

  • Двоение

Эффект похож на скольжение, но имеет другую природу. Он возникает при неплотном контакте формы с формным цилиндром, плохом натяжении офсетного полотна, излишних люфтах в печатной секции и т. д. Для его определения также существует специальное поле на тестовой шкале. Двоение (рис. 4) считается браком.

  • Воспроизведение светов и теней

В процессе допечатной подготовки и при печати возможно пропадание необходимых по сюжету растровых точек. Причины могут быть разные — сейчас это не главное.

Важно, чтобы растровые точки не пропадали в результате сбоев в технологическом процессе. Обычно они исчезают в светах и/или в тенях (рис. 5). Именно поэтому важно следить за их наличием в процессе печати. Для этого на контрольной шкале есть специальные поля с этими точками. Их отслеживают визуально с помощью лупы. Для разных видов печатной продукции существуют свои показатели воспроизведения: для газетной печати — 4 и 96% на 150 lpi, несложной журнальной — 3 и 97% на 150 lpi, качественной журнальной — 2 и 98% на 175 lpi, элитной продукции — 2 и 98% на 200 lpi. Если воспроизведение растровых точек отсутствует, это говорит о неспособности печатной машины точно передавать нюансы цвета, и, соответственно, о стандартной печати речи быть не может.

Помимо этого, существует еще большое количество дефектов, но они не имеют каких-либо количественных характеристик и выявляются визуально. Сюда относятся марашки, отмарывание или «пробой» краски, загрязнение оттиска (например, в результате нарушения баланса краска–вода) и многое другое. Зачастую хорошо отпечатанный оттиск может портиться, например, в приемном устройстве печатной машины, когда в результате неудачного укладывания листа свежая краска слегка смазывается (рис. 6). Перечислять все дефекты в данном случае нет необходимости. Важно одно: никаких явных дефектов на оттиске быть не должно.

Печать, стабильная во времени

Пожалуй, многим знакома ситуация, когда один и тот же цвет в тираже слегка меняется от оттиска к оттиску. Это явление получило название «разнооттеночность». Причины его появления вполне понятны: печатную машину, как любую динамическую систему, довольно трудно удержать в стабильном состоянии. Только если она хорошо настроена и отрегулирована, при грамотном подходе можно печатать длинные тиражи без разнооттеночности. Зачастую бывает так: печатник настроил машину в соответствии с определенными требованиями, запустил тираж, но в процессе печати подача краски немного уменьшилась или, наоборот,
 увеличилась. Печатник, вынув лист для контроля, заметил это и добавил краски. 

В результате ее стало больше, чем нужно, что он увидит через некоторое количество оттисков, когда возьмет очередной лист для проверки. И так далее. Таким образом, получается, что цвета всех оттисков изменяются относительно заданной величины. Избежать этого практически невозможно. Поэтому здесь вводится погрешность, которой необходимо придерживаться в процессе печати тиража. Отчасти эта проблема решается сама собой, если удается удержать в заданных пределах колориметрические показатели базовых цветов. Тем не менее дело в другом: человеческий глаз очень сложный инструмент, притом нелинейный. Есть цвета, к которым глаз обладает сравнительно невысокой чувствительностью, а к другим, наоборот, очень высокой. В графике видимых цветов, например, на локусе, это хорошо видно (рис. 7). Размеры эллипсов на графике соответствуют порогам различия. Внутри эллипсов глаз воспринимает цвета одинаковыми. Эти эллипсы называются эллипсами МакАдама, по имени человека впервые их определившего. Как можно видеть, в разных цветовых областях эти эллипсы разного размера. Получается, что в одних цветовых зонах глаз лучше различает пороговые отклонения, в других — хуже. Многоугольник на данном рисунке отображает область полиграфического цветовоспроизведения. Как можно видеть, наибольшего размера эллипсы внутри этого многоугольника находятся в жел- той и светло-зеленой областях, а самые маленькие в синей. Получается, что большие отклонения в желтых тонах человек может и не заметить, а в синих и фиолетовых увидит и самые незначительные. Выходит, что контролем базовых цветов дело не ограничивается. Вполне реальна ситуация, когда, даже удержав все базовые цвета в допустимых пределах, полностью преодолеть разнооттеночность некоторых плашек не удается. Речь идет о плашках потому, что именно на них разнооттеночность проявляется больше всего. Приходится вводить количественные ограничения и для цветности триадносинтезируемых плашек. Величину отклонения следует установить в пределах 3–4 dE (к сожалению, лучших результатов добиться зачастую не получается), но только в том случае, если базовые цвета «стоят в норме». Однако это не распространяется на плашки, которые пытаются имитировать триадным синтезом плашки цветов Pantone. Там допустимые отклонения регламентируются по-другому и могут быть намного больше. Многократно воспроизводимая печать Под этим понимается следующее: если заказчик в разное время разместит в типографии один и тот же заказ, то он получит идентичный результат вне зависимости от того, на какой машине шла печать, какая бригада работала и в какой сезон это происходило (от сезона зависит загрузка типографии). Для типографии должно быть крайне важно так отладить производственный процесс, чтобы ни от каких внутренних факторов конечный результат не зависел. А для заказчика это означает следующее: предприятие гарантирует, что оно работает по стандарту, значит, не надо беспокоиться о качестве.

«Красочный вопрос»

В стандарте, о котором идет речь, есть оговорка, что краска должна отвечать требованиям другого стандарта — ISO 2846-1. Возникает законный вопрос: что делать, если краска ему не соответствует и как за этим проследить? Требовать у продавца сертификат? Однако на рынке присутствуют разные поставщики красок, в том числе из стран третьего мира, где нередко практикуются подделки сертификатов соответствия. Кроме того, не секрет, что даже краски одной марки одного и того же производителя могут слегка отличаться друг от друга.

Стандарт рекомендует отправлять образцы краски в тестовую лабораторию Fogra, но российским пользователям этот вариант вряд ли подходит.

Пытаться тестировать краски самим? Это было бы неплохим решением, но, к сожалению, проводить такие тесты трудно. Специальных лабораторных установок для получения тестовых красочных полос с норми- рованной толщиной красочного слоя в большинстве типографий нет. Нужно ли их приобретать, каждая из них решает для себя сама. Впрочем, в советские времена в крупных типографиях были лаборатории, которые выполняли в том числе и такие задачи.

Пожалуй, единственный совет, который можно применить на практике, — довериться поставщику и найти возможность протестировать краски на стороне в появившихся недавно независимых лабораториях, которые оказывают подобные услуги.

Контролируемые параметры

Теперь можно приступать к рассмотрению количественных характеристик, рекомендуемых стандартом ISO 12647. В нем фактически оговариваются только два параметра, которые необходимо контролировать в процессе печати: колориметрические характеристики базовых цветов и бумаги, а также TVI (Tone Value Increase) — увеличение (точнее, изменение) показателей цветового тона. Оно измеряется в процентах и в принципе мало отличается от растискивания. Особенность в том, что ранее растискивание измерялось при помощи денситометров, а сейчас придется использовать спектрофотометр, который эту величину будет вычислять на основании колориметрических данных. По сути дела, растискивание — это изменение площади растровой точки в процессе печати (рис. 8), и от того, как ее вычислять, площадь меняться не должна. Тем не менее в стандарте указывается, что измерения должны проводиться специально настроенным и калиброванным спектрофотометром. Впрочем, в последнее время понятие «растискивание» начинает терять смысл, поскольку с появлением CtP с возможностью коррекции в RIP для каждой краски можно выставить практически идеальную кривую растискивания. Оно становится параметром постоянным и от процесса печати не зависит. Однако на практике пока нельзя забывать о растискивании, необходимо активно следить за ним. Считается нормальным, если растискивание по всем цветам, кроме черного, будет в пределах 12–16%, а для черного — 14–20%.

Таким образом, из контролируемых параметров остаются только базовые цвета. Для них ISO устанавливает определенные колориметрические величины (см. табл.). Но как их измерить в процессе печати, в стандарте не указано. На практике пользуются другими величинами, в частности, привычной оптической плотностью. В ряде зарубежных исследований говорится о том, что для получения требуемых колориметрических значений сертифицированных по ISO красок необходимо устанавливать оптические плотности, показанные в той же таблице. Погрешность их установки получается довольно жесткая — +/-0,05D. «Держать» такие плотности удается только на новых листовых печатных машинах с системой сканирования оттисков и обратной связью, поэтому скорее всего на практике придется несколько смягчить требования, тем более что расхождение даже +/-0,15D, как известно, незаметно. Для практического применения рекомендуются следующие отклонения: для газетной печати — +/-0,35D, несложной журнальной — +/-0,25D, качественной журнальной — +/-0,2D, элитной — +/-0,1D. Более того, и сами оптические плотности для некоторых видов печати несколько другие. В частности, имеет смысл снизить значения для газетной печати примерно на 0,2–0,3D, а для несложной журнальной продукции — на 0,15D. Связано это в том числе и с используемой для этих изданий бумагой, которая при таком количестве краски может промокать и «пробиваться».

Впрочем, абсолютные значения оптических плотностей носят скорее рекомендательный характер. Возможно, в какой-либо отдельно взятой типографии удастся добиться типовых колориметрических значений базовых красок при совсем других оптических плотностях. Тогда и придется ими пользоваться на практике. Стандарт требует не устанавливать какие-то конкретные плотности, а добиться нужных цветовых характеристик.

Иначе говоря, стандарт ISO 12647 — это всего лишь рекомендации общего плана. Привязывать их для использования в своей типографии — задача технолога.

Может показаться, что мы пытаемся критиковать этот стандарт. Вовсе нет. Необходимость его использования доказана многолетней практикой, а внедрение находит поддержку среди производителей и национальных и международных ассоциаций пользователей. Это единственный способ найти общий язык между заказчиками, агентствами и типографиями. Приспособить его к своим производственным нуждам никто не запрещает. Эта статья, можно сказать, — первая попытка наметить пути адаптации стандарта ISO к нашей российской действительности.

Невыполнимые рекомендации ISO

Если внимательно изучить стандарт ISO 12647, в нем можно найти несколько требований, выполнить которые в условиях производства невозможно. Помимо «красочного вопроса», возникает также сложность с измерениями, которые стандарт рекомендует проводить на специальной сертифицированной бумаге с утвержденными цветовыми характеристиками (подробнее см. табл.).

А если бумага, на которой планируется печатать, этим требованиям не отвечает, что тогда? Где искать соответствующую? В этой же таблице указаны и колориметрические значения основных цветов и бинаров, а также тройного наложения. Следует обратить внимание, что при тройном наложении должен получаться практически нейтральный серый (по крайней мере, если судить по значениям l* и b*). Что делать, если основные цвета укладываются в стандарт, а бинары, например, нет? Вроде бы они должны получаться «сами собой», если взята «правильная» краска. Но…

Измерения в процессе печати также рекомендуется делать в лабораторных условиях при помощи подготовленного спектрофотометра, с использованием сертифицированной белой подложки. Более того, обратная сторона бумаги при этом не должна запечатываться. Выходит, можно печатать только одностороннюю продукцию? И на все печатные машины необходимо поставить лабораторные спектрофотометры?

В общем, вопросов больше, чем ответов. Другими словами, стандарт ISO нужно каким-то образом приспосабливать для использования в конкретной типографии. Собственно, именно так и поступают те предприятия, которые внедрили его у себя на производстве.

Журнал "Курсив" №4-2007