Полиграфия европейского уровня за умеренную цену
(499) 943-20-94

Декорирование оттисков трафаретной печатью

Мы уже не раз поднимали эту тему в журнале «Формат». Но трафаретная печать быстро развивается, постоянно появляются новые материалы и добавки к ним. Поэтому мы решили снова вернуться к этой теме и рассказать о новинках в этой области.


Лак, имитирующий бронзирование.
Создает ощущение, что на оттиск
нанесен бронзовый порошок.
В данном примере добавлен еще и
рельефный лак.

Сразу отметим, что простые примеры типа глянцевого или матового лакирования мы рассматривать не будем, поскольку они хорошо известны, хотя и продолжают пользоваться популярностью. Все больше внимания производители материалов начинают уделять средствам со специальными эффектами. Однако не все заказчики знают о них и о возможностях типографии. Попробуем частично восполнить этот пробел.

В настоящее время на рынке представлено множество декоративных лаков и красок, которые можно условно разделить на несколько групп.

Прозрачные глянцевые лаки. Эта группа всем хорошо знакома. Вот только если раньше выбор был небольшой — матовый или глянцевый лак — то сегодня он значительно расширился. Существует много «промежуточных » лаков, отличающихся уровнем глянца. Диапазон очень широк: есть матовый лак, совсем не отражающий света (создает подобие обычной офсетной печати); есть лак, дающий блеск отполированного стекла… Поэтому при заказе лучше просмотреть образцы использования отделочных лаков. У хорошей типографии они, как правило, имеются.

Тактильные лаки и краски


Пример использования
краски-люминофора.
Она наносится в нужном месте
на изображение, и в темноте можно
увидеть эффект слабого свечения
(съемка в темноте)

Пример использования пурпурной
краски с термохромным эффектом.
Пятна на ней — не дефект печати,
а результат прикосновения пальцев
к оттиску. Через несколько минут
пятна исчезнут.

Все больше внимания уделяется такой характеристике печатной продукции, как тактильные ощущения («как на ощупь?»). Ведь очень многую полиграфическую продукцию берут в руки. А значит, немаловажны те ощущения, которые испытает человек, впервые прикоснувшись к изделию. Здесь тоже в последнее время появилось много интересных новинок. Есть «бархатные» краски и лаки, есть «скользкие», «резиновые», «липкие», «мокрые» и т. д. Добавив один из таких «тактильных эффектов» к открытке или пригласительному билету, вы добьетесь того, что на них обратят больше внимания, просто перебирая почту.

Рельефные лаки и краски. Тоже создают тактильные ощущения, но другим способом: с помощью рельефа. Нанесенное трафаретом изображение становится выпуклым и при касании воспринимается как объемное. Существует множество разновидностей таких лаков и красок: от простейшего «песчаного» (лака с добавлением специального порошка и становящегося шершавым на ощупь) до сложных цветных композиций, имитирующих, например, термоподнятие.

Имитирующие лаки

Существуют средства, которые создают подобие более сложных технологий, например бронзирования, тиснения и т. д. Эффект, конечно, не такой, как при использовании оригинальной технологии, зато диапазон цветов намного больше, плюс к тому — это намного дешевле.

Глиттерные лаки

Это лаки с декоративными вкраплениями. Мы о них уже писали раньше (см. «Формат» №3–2004). Глиттеров очень много, а следовательно, много и эффектов, которых с их помощью можно получить.

Пигментные лаки

Это тоже лаки с добавками. Только вместо глиттеров в них добавляется сухой пигмент. Пигменты бывают разные: от обычных цветных до металлизированных, и даже цветных металлизированных.

Специальные лаки


В лак внесены добавки, благодаря
которым изображение становится
шероховатым («песчаный лак»).

В трафаретной печати они используются часто: для обеспечения влагозащиты, для защиты краски от выгорания (УФ-барьеры) и истирания. Например, блистерные лаки улучшают «свариваемость» бумаги с полимером, используются для блистерной упаковки. С помощью специальных средств печатной продукции можно придать свойства, ранее для нее не характерные.

Краски-термохромы

Они меняют цвет при изменении температуры. Существует большое разнообразие таких красок, они находят применение в разных отраслях промышленности. Для рекламно-дизайнерских целей интересны краски, реагирующие на температуру тела человека, когда цвет меняется от прикосновения пальцев к изделию. Кстати, такой эффект может оказаться простой и довольно надежной защитой от подделки.

Краски-фотохромы


Специальная краска, в которой
использованы добавки, создающие
на изображении рельеф.

Меняют цвет при воздействии света определенной длины волны. Например, при обычном освещении они абсолютно прозрачны и невидимы, а при освещении актиничным светом (например, фиолетовые барные люминесцентные лампы) проявляются.

Краски-люминофоры

Светятся в темноте. Пигменты, содержащиеся в них, «аккумулируют» солнечный (или яркий искусственный) свет, после чего в темноте начинают его «отдавать» слабым свечением. Такой эффект, применив немного фантазии, можно использовать в рекламных целях.

Краски и лаки с запахом

Технология микрокапсулирования специальных масел и эмульсий позволяет сделать лак или краску с какимнибудь запахом. Достаточно слегка потереть страничку в том месте, где нанесен такой лак (разрушить микрокапсулы), и она начнет источать аромат. Воможны разные варианты запахов, кроме того, на заказ производитель может изготовить тот запах, который желает заказчик.

В общем, у трафаретной печати очень большие возможности по отделке печатной продукции. К сожалению, мы не можем продемонстрировать их все «вживую» на страницах одного издания. Однако время от времени некоторые из этих лаков или красок появляются на обложке нашего журнала. Читатели, собирающие подборку номеров, могут увидеть разные примеры их использования. Рассмотрите обложку «Формата» в темноте или осветите актиничным светом — вдруг что-нибудь изменится. Мы планируем и дальше использовать обложку для демонстрации разных видов отделки, так что следите за новыми номерами журнала.

 ФОРМАТ – № 1 (15), январь-февраль, 2006