Полиграфия европейского уровня за умеренную цену
(499) 943-20-94

Пограничные вопросы



[ ЗАМЕЧАНИЕ ]

Цены, приведенные в статье, носят скорее ознакомительный характер. Точную стоимость того или иного вида продукции можно получить только в конкретных типографиях. При этом, скорее всего, для построения графиков придется пользоваться усредненными ценами.

При подготовке к производству очередного издания (а под изданием мы будем понимать любую печатную продукцию) желательно принять несколько важных решений.

Ранее мы уже писали о проблеме выбора типографии с точки зрения технологии. Выводы, которые можно сделать из статьи, пользуясь приведенной в ней методикой, справедливы, но не окончательны, поскольку не учтен ряд экономических вопросов. О них мы рассказывали отдельно. Однако нюансы продолжают появляться, и сейчас мы поговорим о влиянии финансового вопроса не только на выбор типографии, но и на изменение технологии производства.

Определяющие параметры

Для принятия решения относительно того, как и где будет изготовлен заказ, необходимо знать некоторые параметры будущей продукции. В первую очередь — это тираж. Правильный выбор технологии изготовления заказа может существенно повлиять на цену изделия при заданном тираже. Второй важный параметр — сюжет изображения. Известно несколько способов печати и все они по-разному воспроизводят один и тот же сюжет. Поэтому даже при самых выгодных экономических условиях не надо забывать, что технология производства во многом определяет итоговый результат.

Еще один фактор, который необходимо учитывать при выборе типографии — это уникальные особенности печатных технологий.

Естественно, нельзя забывать и о таких параметрах печатной продукции, как формат, красочность, способ брошюровки или переплета и т. д. Но сейчас мы не будем их касаться — основополагающим в данной статье для нас будет тираж.

Переходные моменты

Тираж и сюжет печатной продукции определяют наступление переходного момента, то есть ситуации, когда по экономическим или технологическим соображениям предпочтительнее изменить схему производства.

Приведем несколько примеров. Для начала рассмотрим цифровую и офсетную печать. Напомним: стоимость оттиска в цифровой печати постоянна, а в офсете зависит от тиража. Причины этого объясняются особенностями технологий. Стоимость изготовления офсетных форм и приладки равномерно распределяются на весь тираж.

Поэтому на малых и штучных тиражах в офсете оттиск будет дороже, чем в цифровой печати, но по мере роста тиража ситуация меняется. В определенном диапазоне тиражности цены оттисков становятся почти одинаковыми. В подобной ситуации экономический фактор перестает быть приоритетным, и выбирать типографию приходится исходя из уникальных особенностей технологии. Например, если нужно отпечатать быстро, то лучше отдать заказ в цифровую типографию. Высококачественную печать, а также серьезную послепечатную обработку лучше поручить офсетной типографии.

Переходные моменты есть не только в случаях смены способов печати (с цифровой на офсет, например), но и в ситуациях, когда вместо листовой офсетной печати приходится использовать рулонную и наоборот. Этот факт зачастую не учитывается издательствами по мере роста (или наоборот, снижения) тиража: производство остается в прежних технологических рамках, хотя наступает определенный момент, когда можно получить заметную финансовую выгоду, изменив способ печати. Такая же ситуация характерна при переходе с ротационного офсета на глубокую печать.

В специальных видах печати есть свои переходные моменты. Возьмем к примеру производство полиэтиленовых пакетов. Обычно они изготавливаются с использованием флексографской печати: изображение печатается на полотне, из которого затем сваривают пакеты. Если тираж заказываемых пакетов невелик, то рационально будет воспользоваться трафаретным способом: печатать на заранее изготовленных пакетах (запаянных, но без изображения).

Главным остается вопрос: на каком тираже наступает переходный момент? Ответив на него, можно принимать решение о месте размещения своего заказа, однако только с учетом экономического фактора.

[ КОММЕТАРИЙ ]

О важности сюжета

Любая из современных технологий тиражирования лучше или хуже справятся с воспроизведением того или иного сюжета. Однако есть и исключения. Мы, например, уже рассматривали возможность печати светлыми офсетными красками по тонированной (небеленой) бумаге в статье «Шелкография в рекламной полиграфии». И уже тогда было понятно, что достойно справиться с этой задачей, а также с нанесением насыщенной цветной (или под серебро, золото) плашки на белую бумагу, может только трафаретная печать.

В другой стороны, если требуется продукция с естественными полутоновыми изображениями (фотографического качества), с большой цветовой насыщенностью, трафаретная печать не подойдет, несмотря на то, что трафаретные краски очень яркие и насыщенные. В данном случае придется использовать офсетную печать, причем если требования к цветовой насыщенности велики, необходима печать в шесть-семь красок (Hi-Fi-печать) или использование специальных высоконасыщенных красок. Хорошо воспроизводит полутоновые изображения глубокая печать, но она рентабельна только на больших тиражах и имеет ограничения по печати текста: шрифт слишком мелкого кегля (размер) немного искажается.

Если в сюжете предусмотрена печать дополнительными (нетриадными) цветами, например, использование фирменного цвета по каталогу Pantone, то в большинстве случаев лучше предпочесть офсет. Исключение — маленький тираж, при котором цветное дополнение можно «впечатать» трафаретным способом. Цифровая печать в большинстве случаев здесь не поможет. (Впрочем, не всегда, существуют цифровые машины печатающие дополнительными красками).

Если на оттиске предполагается изображение с суммарным краскопереносом более 350–380%, то офсетная печать для этого может не подойти, в этом случае лучше использовать цифровую — она легче справится с такой задачей. О проценте краскопереноса, который следует закладывать в свою продукцию, следует узнавать у технолога типографии, где предполагается печатать тираж.

Вообще, сюжет, который планируется к воспроизведению, во многом определяет технологию печати. Одни сюжеты лучше воспроизводятся одним способом печати, другие — другим. Например, если требуется напечатать очень ровную плашку насыщенного цвета и небольшим тиражем (скажем, одноцветную папку с логотипом в углу), то даже в этом случае вряд ли имеет смысл отдавать заказ в цифровую типографию. Гораздо лучше с этим справится трафарет или офсетная печать. Главным выводом из этого рассуждения может быть следующее: заранее все учесть и просчитать может только профессионал, поэтому разработку макета, дизайн и всю допечатную подготовку лучше поручить специалистам, чтобы в процессе печати не возникало лишних проблем.

Расчет момента перехода 

Приведенный нами способ расчета не претендует на истину в конечной инстанции, он лишь иллюстрирует методику. Выполнить расчет вы можете самостоятельно, подставив собственные данные. Для это нужно:

  • выяснить в типографии среднюю стоимость приладки (стоимость изготовления печатных форм и фотоформ должны быть уже включены в нее) и стоимость листопрогона.

  • то же самое узнать в другой типографии (или компании) с другим способом изготовления тиража.

Вполне вероятно, что многие типографии не сообщат вам запрашиваемые расценки, а назовут итоговую стоимость работ.

Для примера расчета возьмем цветную брошюру формата А4, состоящую из 16 полос (со своей обложкой). Попытаемся понять, какие тиражи этого издания выгоднее печатать на цифровой, листовой и рулонной машинах. Будем считать, что бумага и отделочные операции во всех случаях одинаковы. Обозначим исходный данные для каждого из трех рассматриваемых способов печати:

1. цифровая машина формата А3 с двусторонней печатью;

2. офсетная листовая машина, четырехкрасочная, половинного формата;

3. офсетная рулонная машина 16- страничного формата.

Листопрогон в первом случае составит 1 USD за цветной двусторонний оттиск А3, во втором случае — 0,03 USD за цветной односторонний оттиск формата А2, в третьем случае — 0,025 за цветной двусторонний оттиск формата А1 (точнее за уже готовую 16–страничную тетрадь). Стоимость изготовления форм и приладки: в цифровой печати – 0 USD, в листовой офсетной — 120 USD, в рулонной — порядка 2000 USD. Чтобы момент перехода был заметен наилучшим образом, целесообразно просчитать стоимость производства для нескольких разных тиражей. Для цифровой печати стоимость экземпляра расчитывается перемножением числа листов А3 в издании на цену печати листа. В нашем случае стоимость экземпляра составит 4 USD и будет постоянной. Иная ситуация в офсете — цена экзепляра будет варьироваться в зависимости от тиража.

Просчитав несколько вариантов лучше всего построить график зависимости стоимости единицы продукции от тиража, на котором и отложить полученные результаты.

[ СПРАВКА ]

Уникальные возможности цифровых печатных технологий

Каждый из известных способов печати обладает характерными особенностями, которые позволяют изготовить продукцию наиболее технологичным и экономически выгодным образом. Кроме того, каждому из способов присущи свои уникальные возможности.

Мы уже писали о трафаретном способе печати. Сейчас обратим внимание на другую популярную технологию — цифровую печать.

Главных достоинств у нее пять:

  • Очень высокая оперативность.

    Благодаря отсутствию приладок и формных процессов тиражный лист можно получить сразу после начала печати. Более того, отпечатанные оттиски не надо сушить, они сразу готовы к дальнейшей обработке.

  • Стабильное качество воспроизведения.

    Качество печати современных цифровых машин высоко и соизмеримо с офсетом, но при этом оно мало зависит от квалификации оператора. Машина либо настроена и печатает хорошо, либо ее должны настраивать специалисты.

  • Возможность печати переменных данных.

    Каждый оттиск в тираже может быть уникальным. Ни одна другая технология печати такого не может. Поэтому, если вы задумываетесь о печати переменных данных, то выбрать кроме цифровой печати нечего.

  • Постоянная цена оттиска.

    В подавляющем большинстве случаев стоимость оттиска не зависит от тиража, она заметно выше, чем в офсете, но на небольших тиражах более рентабельна.

  • Возможность печати на большом ассортименте материалов, практически без перенастройки машины.

    В офсете может понадобиться смена краски, защитное лакирование или грунт, в цифровой печати этого не требуется — заряжаешь новый материал и печатаешь. Лишь бы он был сертифицирован для цифровой печати.

Наверное, специалисты могут насчитать гораздо большее число достоинств цифровой печати, но эти пять — основополагающи. Они и определяют те причины, по которым заказ нужно отдавать именно на цифровую печать. Впрочем, не все так радостно. У цифровой технологии есть и некоторые ограничения, в первую очередь — по послепечатной обработке.

Оттиск на плотной бумаге с большим количеством тонера трудно фальцуется и бигуется (есть вероятность появления заломов); по нему нелегко выполнять тиснение, в том числе и фольгой. Лакирование оттисков возможно только трафаретным способом, а оно дороже офсетного.

Кроме того, бумага, прошедшая через цифровую машину (по крайней мере та, которую используют в электрографическом способе печати) становится настолько наэлектризованной, что стопа слипается, и, как следствие, с ней возникают трудности, например, при подборке блока на автоматах.

Бесспорно, все трудности преодолимы, но их нужно учитывать при сдаче изданий на цифровую печать.

Итоги

На основании построенного графика можно сделать следующие выводы:

  • на небольших тиражах безоговорочным лидером по стоимости экземпляра является цифровая печать;

  • широкий диапазон тиражей целесообразно печатать на листовой офсетной машине, но в какой-то момент цена печати на ней сравняется с ценой производства на рулонной машине;

  • при дальнейшем увеличении тиража наиболее выгодной становится рулонная печать.

Если же заказываемый вами тираж находиться на стыке способов печати, то решение следует принимать на основании других данных. Каких — читайте в справке на этой странице. Следует понимать, что моментов перехода может быть много: переход с одного форматного ряда машин на другой, с односторонних цифровых машин на двусторонние, с офсетной рулонной ротации на глубокую печать и т. д. В нашем случае мы не ставили задачу просчитать все случаи. Мы лишь рассказываем о возможной методике расчета, необходимой для принятия решения о размещении заказа.

ФОРМАТ - № 5, декабрь, 2004