Полиграфия европейского уровня за умеренную цену
(499) 943-20-94
Приходите завтра...


[ ЗАМЕЧАНИЕ ]

Сроки и психология

Сроки производства часто становятся причиной конфликтов между заказчиком и исполнителем. Заказчик считает, что «…все сроки сорваны», а исполнитель, в свою очередь, убеждает, что «…сделали очень быстро и неплохо бы доплатить за срочность». Как правило, клиент типографии не имеет полного представления об особенностях полиграфической технологии и поэтому не может адекватно оценить время, необходимое на производство. Помимо объективных причин, существует целый ряд проблем психологических.

Во-первых, человеку свойственно недооценивать трудности и сложности других и переоценивать собственные. Это приводит к тому, что заказчик, готовя материал для сдачи в типографию, всячески его задерживает — «руководитель еще не утвердил», переделывает по многу раз — «руководитель не утвердил и заставил переделать» или, наоборот, относится к подготовке недостаточно серьезно — «если что не так, в типографии доработают, а мне некогда с этим возиться, у меня других дел полно».

В результате, заказ кое-как, с опозданием передается в типографию. При этом заказчик уверен, что все сделал в лучшем виде и искренне удивляется, когда тираж не готов к обещанному сроку. То, что заказ пришлось дорабатывать в типографии, тратить на него существенно больше времени, чем положено по нормам (например, из-за плохого цветоделения или треппинга), заказчика, как правило, не волнует. Возникает конфликтная ситуация. Для того, чтобы работать цивилизованно, надо учиться взаимопониманию.

Во-вторых, временные понятия у каждого человека свои, причем трактуются они подсознательно в свою пользу. Если, к примеру, заказчик просит типографию сделать заказ «очень быстро», то, скорее всего, он имеет ввиду «завтра утром», а типография «к концу следующей недели». Причем каждый будет искренне верить в то, что это и есть быстро.

Сколько времени уйдет на печать тиража? Когда ждать обещанный заказ? Попытаемся ответить на эти вопросы и разобраться в причинах, влияющих на срок изготовления печатной продукции.

Для большинства руководителей типографий срок исполнения заказа, устанавливаемый клиентом — повод для шутки: он всегда должен быть «вчера». Как правило, клиенты сдают издание в последний момент, объясняя это тем, что, дескать, «именно креатив и подготовка требуют много времени, а не производство, ведь современные печатные машины работают быстро». И под час многие клиенты искренне удивляются, почему срок исполнения заказа оказался больше, чем представлялось изначально. Причин может быть несколько, о них мы и поговорим. Кроме того, постараемся выяснить, как рассчитать срок исполнения заказа.

Разумеется, каждому клиенту типографии хотелось бы, чтобы заказ выполнялся мгновенно. Но большинство понимает, что существуют сроки. Вопрос только в том, кто сколько готов ждать. Причины, определяющие срок исполнения заказов, условно можно разделить на две категории: технологические и организационные.

Технологические причины

Технологические причины завязаны на полиграфической технологии и мало зависят от выбранной типографии: как бы ни был в ней отлажен производственный процесс, изделие должно пройти полный цикл подготовки и производства. Стандартный цикл выглядит следующим образом:

  • вывод пленок,

  • монтаж пленок,

  • изготовление печатных форм,

  • печать,

  • послепечатные и отделочные операции (их количество зависит от типа производимой продукции).

Теоретически, время производства заказа определяется суммой времени, необходимого для каждой операции. На практике это недостижимо, поскольку существуют технологически необходимые простои с одной стороны и организационные — с другой.

Организационные причины

Организационные причины влияют на общий срок исполнения заказа в большей степени, чем технологические. Объясняется это просто: в типографии проходит параллельно несколько заказов, которые распределяются по приоритету исполнения, с учетом оптимизации загрузки оборудования и снижения непроизводственных потерь. Например, есть несколько заказов, стоящих в очереди на печать. В печатную машину загрузили серебряную краску для печати Заказа № 1. У начальника производства есть два пути дальнейших действий: отпечатать Заказ № 1, смыть серебро и залить краску для печати Заказа № 2 или посмотреть, нет ли среди заказов еще одного, где также используется серебряная краска — назовем его Заказ № 3. Поставив Заказ № 3 вне очереди, типография сэкономит как минимум одну смывку машины, что в пересчете на время составляет примерно полчаса. Но и тут возможны проблемы, например, выяснится, что для Заказа № 3 не подвезли бумагу, не сделали формы и т. д. Нужно еще раз перестраивать технологическую цепочку. Управление производством — дело не простое; для его успешной организации привлекаются опытные специалисты и компьютеризированные системы управления.

Необходимость перерывов

Помимо технологических и организационных причин на срок изготовления заказа влияют и технологические перерывы. Самый простой пример — время, необходимое для высыхания краски. В зависимости от вида используемых красок процесс высыхания может занять от нескольких часов до двух-трех суток. Причем все это время полуфабрикаты должны находиться в покое, никаких операций над ними проводить нельзя: если фальцевать невысохшие оттиски, красочный слой поцарапается и изделие будет испорчено. Обрезка сырых оттисков приведет к перетискиванию изображения с одного листа на другой.

Это лишь несколько примеров, на практике таких вынужденных технологических перерывов гораздо больше, причем не только в самом печатном процессе, но и на подготовительных и заключительных этапах: акклиматизация бумаги, опрессовка тетрадей после фальцовки, опрессовка сшитых блоков, сушка клея в переплетных процессах и т. д. Отказ от любого необходимого технологического перерыва приведет к возникновению брака.

Приходилось наблюдать, как по настоятельной просьбе заказчика «…некогда ждать, давайте быстрей!» типография сокращала технологический перерыв и в результате вся продукция шла в брак. В итоге заказчик обвинял типографию: «…вот ведь, не только по срокам подвели, но еще и брак сделали». А ему нужно было лишь правильно оценить время изготовления тиража и не требовать невозможного. Разумеется, для заказчика это не легко. Сделать точные расчеты вряд ли удастся, но произвести приблизительную оценку можно.

О чем говорят сроки

Предвидя вопрос читателя «а зачем это вообще нужно, считать срок исполнения тиража? », отвечаем: для того, чтобы заказчик составил о типографии соответствующее мнение. Прикинув приблизительный срок изготовления заказа, вы сможете сравнить его с тем, который объявила типография. Если он отличается в несколько раз, причем не важно, в большую или меньшую сторону — это повод задуматься. Слишком быстрые сроки могут говорить о желании типографии привлечь клиентов, причем нет никаких гарантий, что обязательства будут выполнены. Но возможно и другое объяснение. Типография обычно работает в штатном режиме, но порой случаются и авралы: где-то не успели, что-то забыли и теперь вся работа происходит в рекордно сжатые сроки. Разумеется, в такой ситуации велика вероятность появления брака. Более того, в конечном счете вы можете услышать от типографии что-то вроде «а что же вы хотели в такие-то сроки!» Если же объявленное время печати наоборот, слишком велико, скорее всего, ваш заказ поставили в очередь на печать, либо типография сама не в состоянии выполнить заказ и ищет подрядчика, а за это будет дополнительная наценка.

И все же, большинство ведущих типографий называют срок, в который гарантируют уложиться и выполняют обещанное. Естественно, срок этот называется с хорошим запасом, чтобы была возможность оптимизировать все производство в типографии (не перемывая машину после каждого заказа, меньше перестраивая оборудование, объединяя заказы и т. д.) Практика показывает, что если на производство изделия необходимо четыре смены, то срок изготовления составит примерно неделю: за это время полуфабрикаты успеют вылежаться и качество конечной продукции будет достойным.

В последнее время в Интернете появляется информация о сверхбыстрых сроках изготовления некоторых заказов. Мы не будем ставить под сомнение правдивость этих утверждений и разбираться, какими методами достигается заявленное в каждом конкретном случая, а перечислим несколько способов, которыми можно ускорить производство.

Оценка сроков производства

Точно рассчитать срок изготовления заказа стороннему человеку нереально. Но можно провести приблизительный подсчет, чтобы не ждать от типографии изготовления 96-полосного цветного журнала тиражом 20 тыс. экз. через сутки. Специализированные журнальные типографии могут справиться с подобной задачей, но это будет частный случай, а не правило. Для подсчета времени, необходимого на производство, можно воспользоваться данными из таблицы. Чтобы провести расчеты для заказа необходимо знать технологию, типографию, а главное — установленное в ней оборудование. Посмотрим, как провести расчет времени на конкретных примерах.

Пример 1

Производство описанного выше 96-полосного цветного журнала будет осуществляться в среднестатистической типографии, оснащенной печатной машиной формата В2 (примерно 70x50 см), и линией бесшвейного скрепления.

Для издания понадобится изготовить 12 тетрадей по восемь полос в каждой (больше полос не уместится на листе формата печатной машины), не считая обложки.

  • Допечатная подготовка включает в себя: изготовление 24 комплектов фотоформ формата В2 — на это уйдет шесть часов; монтаж пленок под печатную машину займет еще пять-шесть часов и столько же — изготовление печатных форм (формные процессы). Таким образом, минимальное время от сдачи макета издания в типографию и до начала печати составляет минимум 18 часов или почти полтора дня, если типография работает в две смены.

  • Печатный процесс: 24 приладки и печать на каждой из них по 20 тыс. листов, займут 60 часов или 7 смен (3,5 дня при двухсменной работе). Необходимо еще добавить время на сушку последних листов — еще 12 часов. Общее время на изготовление обложки с учетом лакирования и сушки, посчитанное тем же способом, составит около двух смен.

  • Послепечатные (брошюровочно-перепленые и отделочные) процессы: фальцовка отпечатанных листов блока (в два сгиба) займет две полных смены (по полтора часа на тетрадь); бесшвейное скрепление блока с обложкой потребует еще около девяти часов рабочего времени.
    Общее время, необходимое на производство издания, составит не менее семивосьми
    рабочих дней. Срок, объявляемый типографией, будет, скорее всего, в два-три раза больше, поскольку в производстве проходят параллельно и другие заказы, не позволяющие организовать беспрерывный, последовательный и мгновенный переход с одной операции на другую. Есть пути, позволяющие немного сократить срок производства подобного издания.

Пример 2

Необходимо изготовить буклет объемом 16 полос и тиражом 500 экз. Вся допечатная подготовка займет максимум три часа, а вот с печатью возникнут некоторые сложности. В данном случае будут две тетради по восемь полос, то есть понадобится сделать четыре приладки и на каждой отпечатать тираж 500 экз. Подготовка и печать займут не более трех часов, но между двумя приладками придется сделать перерыв на три-четыре часа: запечатанная сторона листа должна высохнуть, прежде чем можно будет приступить к печати второй стороны (оборота).

В результате сроки сравнительно небольшого заказа удлиняются из-за необходимых производственных простоев. Фальцовка займет меньше часа, но перед этим также необходимо листы просушить в течение суток. Листы, сфальцованные в тетради, должны лежать под прессом минимум 12 часов — это улучшит внешний вид издания, особенно если бумага плотная. После этого можно приступать к шитью.

Таким образом, несмотря на то, что заказ небольшой и работы по его изготовлению занимают не так много времени (примерно восемь часов), реально, при соблюдении всех временных стыковок, он выполняется за двое суток минимум. При этом на практике этот срок увеличится в два раза и более, учитывая реалии производственного процесса. Поэтому если заказ выполнят за рабочую неделю, это уже неплохой результат.

Отдельно необходимо оговорить вещи, связанные с субподрядными работами; чем сложнее заказ, тем чаще они возникают.

Как правило, одна типография не может выполнить все возможные технологические операции и вынуждена прибегать к услугам сторонних предприятий — привлекать субподрядчиков.

Типичная ситуация, когда на стороне делается вывод пленок (в специализированных препресс-бюро), УФ-лакирование, вырубка или тиснение. На каждую субподрядную операцию закладывается несколько дней и единственная возможность сократить срок исполнения заказа — заменить субподрядные операции на те, которые могут выполняться самой типографией. В противном случае остается только смириться с увеличением сроков.

Параллельные процессы

Время изготовления объемного издания можно уменьшить за счет грамотного распределения работ по операциям. Например, начинать печатать тираж не дожидаясь изготовления всех печатных форм, фальцевать — даже если не отпечатаны все листы. Можно печатать на нескольких печатных машинах одновременно. Проведение параллельных технологических операций позволяет существенно сократить время прохождения заказа, в рассмотренном примере — на 30-40%. Впрочем, такое распараллеливание используется не часто, поскольку производство становится трудноуправляемым.

Параллельность хорошо работает на больших заказах, а проводить ее на маленьких нет смысла, поскольку ничего сэкономить не удастся. Еще один способ существенно сократить время изготовления заказа — использовать нерабочее время для производственных простоев. Например, сушка оттисков может проходить ночью, в выходные или в обеденный перерыв и т. д. Если в Примере 2 отпечатать листы с одной стороны вечером, то утром можно печатать с оборота. Но на практике все не так просто, ведь когда у типографии несколько заказов, планировать загрузку оборудования и производственные простои намного сложнее.

Для сокращения времени производства за счет параллельности процессов субподрядные операции выполняют заранее: заказывают штамп для тиснения сразу по поступлении заказа, закупают календарные блоки и пр.

Способы сокращения сроков производства

В последнее время в полиграфии всего мира существует тенденция к снижению сроков производства: на это ориентированы многие технические и технологические разработки последних лет.

- Прямое экспонирование офсетных пластин сокращает длительность формных процессов и уменьшает их трудоемкость за счет использования устройств Computer-to-Plate (CtP). Для производства 96-полосного журнала, описанного в статье, такое устройство сэкономило бы около восьми часов рабочего времени.

- Сплошное лакирование оттисков водно-дисперсионным (ВД) лаком избавляет от необходимости сушить оттиски в течение долгого времени: практически сразу их можно передавать на отделочные операции.

- Печать УФ-отверждаемыми красками также позволяет сократить время производства: УФ(UV)-краски и лаки закрепляются практически мгновенно под воздействием ультрафиолетового излучения, поэтому сразу после печати оттиски пригодны к дальнейшей обработке. Эта особенность УФ-красок находит применение при печати на невпитывающих материалах (пластик, жесть и др.)

- Настройка печатной машины с использованием данных CIP4 позволяет существенно сократить время приладки на печать нового заказа (подробнее о возможностях CIP4 мы расскажем в одном из следующих номеров).

- Фальцовка с одновременной склейкой осуществляется с помощью специального модуля для проклейки корешка. Им оснащаются некоторые современные фальцевальные машины. В результате лист не только фальцуется, но и сразу склеивается в брошюру или буклет.

Это не полный перечень технологических методов сокращения сроков. Как видно из примеров, для оценки времени изготовления тиража необходимо хорошо представлять себе технологию его производства.

[ СПРАВКА ]

Цифровая печать как средство для изготовления «быстрых» заказов

Говоря об оперативном исполнении заказа, самое время вспомнить о цифровой печати. Возможность быстро отпечатать тираж — одно из самых важных ее достоинств, определяется следующими технологически особенностями.

- Допечатная подготовка, в традиционном ее понимании, занимает гораздо меньше времени, чем, например, в офсетной печати, поскольку формные процессы отсутствуют: информация в цифровом виде передается из компьютера на печатную машину после чего и происходит тиражирование. Большинство современных машин печатает в цвете с двух сторон листа за один прогон.

- Отпечатанные на цифровой машине листы не требуют сушки и сразу готовы к послепечатной обработке.

- Меньше требований по акклиматизации бумаги: она может почти сразу передаваться в производство, а не вылеживаться при определенной температуре и влажности, как это происходит в офсетной типографии.

- Нет необходимости подрезать бумагу после печати, удалять приводочные кресты и контрольные шкалы, поскольку они отсутствуют. Отпечатанные листы сразу отправляются в подборочно-швейно-фальцевально-резальную машину — так называемый буклет-мейкер.

- Приладка на цифровой машине занимает гораздо меньше времени, чем на офсетной.

Скорость работы цифровой печатной машины существенно ниже, чем обычной офсетной, но за счет сокращения большого количества вспомогательных операций и технологических перерывов производительность получается выше. Описанный в статье пример с 16-страничным буклетом потребовал бы существенно меньше времени на производство, если бы печатался на цифровой машине. Поскольку ее формат в два раза меньше формата офсетной машины, придется печатать четыре двусторонних листа А3, вместо двух В2. Время печати одного листа тиражом 500 экз. — около получаса, на всю печать уйдет около двух часов. Можно сразу печатать комплекты из четырех разных листов (для цифровой печати это не проблема) и отправлять их в машину для шитья и обрезки. А значит первые тиражные копии готового издания могут появиться уже через 20–30 мин (!) после начала работы, то есть буквально в присутствии заказчика. Печать всего тиража займет примерно три часа. Так что цифровая полиграфия вполне способна изготовить тираж «завтра к утру». Существует мнение, что цифровая печать очень дорогая и по качеству далека от офсета. На самом деле это не так. Качество оттисков у традиционного офсета и у современной «цифры» уже практически одинаковое, а что касается стоимости, то ее нужно уметь правильно считать. На небольших тиражах цифровая печать выгоднее офсетной благодаря отсутствию целой серии технологических операций и минимуму бумаги, уходящей в отходы.

Вместо послесловия

Каждое производство требует времени — это нужно понимать и всегда помнить. Существенное сокращение сроков не реально без потери качества конечной продукции, по крайней мере в большинстве случаев, встречаемых на практике. Некоторые современные технологии позволяют заметно сократить срок изготовления заказа. Однако задача у этой статьи иная — дать представление о том, как самостоятельно рассчитать приблизительный срок производства заказа.

 ФОРМАТ - № 4, ноябрь, 2004