Полиграфия европейского уровня за умеренную цену
(499) 943-20-94

Такое разное понятие «качества»



Юрий ЗАХАРЖЕВСКИЙ,
группа компаний
«Печатный дом Граффити»

Kак именно следует контролировать качество оттиска — по контрольной шкале или по сюжету? Вопрос этот, к сожалению, пока имеет только риторический характер. Правда, обилие предлагаемых решений по цветопробе и управлению цветом создает впечатление, что в науке о цвете все вопросы уже решены, и остается использовать на практике ее достижения. Однако фактически более или менее развита только базовая колориметрия, которая занимается измерениями цвета равномерно окрашенных полей в стандартных условиях. Что касается анализа реального изображения на печатном листе, то этот вопрос представляется настолько сложным, что ученые, изучающие восприятие цвета, откладывают его на неопределенное будущее, а некоторые даже выражают сомнение в том, что он вообще решаем. При сегодняшнем состоянии науки и техники очевидно, что проверять параметры качества можно только по контрольной шкале.

Автор основной статьи отмечает, что не так уж легко найти краски с колористикой, соответствующей ISO. Задача эта действительно непростая: кроме цвета пигмента, от влияющего на цвет краски, надо учитывать и ее печатные свойства, которые зависят в основном от связующего. Хотя подобрать качественные краски с подходящей колористикой все же можно, но это еще далеко не все.

Нетрудно заметить, что с течением времени в стандартах офсетной печати колористике уделяется все больше и больше внимания. Если раньше в стандарт входила денситометрическая плотность краски (по крайней мере, в СССР), то позже место для нее нашлось только в примечаниях, а в последнем европейском стандарте ISO 12647-2:2004 она и вовсе не упоминается. Вместо этого теперь определяются цветовые характеристики красок. Мне кажется, это объясняется тем, что за эти годы печать триадой в один прогон стала обычным делом, она практически вытеснила печать на односекционных машинах из ниши полноцветной продукции. Правда, в России все еще немало типографий, печатающих триадные работы на одно- или двухсекционных машинах, но в Европе, которая и задает нам стандарты, давно уже перешли на печать триадного сюжета в один прогон. Это дает большой выигрыш во времени, сокращает проблемы с совмещением красок. Но у такой технологии есть очень неприятный побочный эффект: при печати «сырое по сырому» происходит обратный перенос краски с бумаги на офсетную резину следующих секций. Накапливаясь на «чужой» резине, краска затем попадает как на бумагу, вызывая двоение печатных элементов, так и в красочный аппарат — вплоть до красочного ящика. Особенно наглядно это проявляется в случае с желтой краской, которая по мере прохождения длинного тиража постепенно становится все темнее и темнее. При печати в одну краску такое явление практически отсутствует. Даже если при замене краски печатник не до конца очистил валики, в процессе печати «грязная» краска постепенно расходуется, и, таким образом, загрязнение сводится к минимуму. А вот при печати «сырое по сырому» чем длиннее тираж, тем сильнее загрязнение, которое, естественно, нарушает спектральные свойства красок.

Для борьбы с переносом нужно не только подобрать хорошие краски, но и вовремя смывать офсетную резину, а то и красочный аппарат… А процесс смывки при печати большого тиража означает длительную остановку, за которой следует «уход» цвета и, соответственно, потеря бумаги. Следовательно, поддержание колористики красок в пределах стандарта стоит денег. В какой-то мере проблема обратного переноса краски решается в УФ-печати. Недаром промежуточную сушку почти всегда ставят именно перед «желтой» секцией (вернее после секции, которая ей предшествует), чтобы защитить ее от загрязнения. Сушка после «черной» секции тоже крайне желательна, так как черная краска не только плохо пропускает УФ-лучи (следовательно, могут возникнуть проблемы с ее полимеризацией), но и при переносе сильно влияет на другие краски, поэтому сушка помогает сохранять следующие секции чистыми. К сожалению, УФ-сушки — дорогое удовольствие, и на каждую секцию их обычно не ставят.

Должен ли печатник пользоваться для оперативного контроля именно спектрофотометрическими данными? Очевидно, если колористика красок в течение тиража не выходит за пределы нормы, то в процессе печати достаточно будет просто измерять плотности красок. Они должны оставаться такими же, как на подписном листе. При этом печатник будет пользоваться привычными величинами плотности краски, которые сразу позволят понять, как регулировать печать в зависимости от отклонений. Так или иначе для контроля колористики красок типографии необходим спектрофотометр (разумеется, для денситометрии и измерения колористики красок можно использовать один и тот же прибор — спектрофотометр с функцией денситометра). Без такого прибора не обойтись и при использовании баланса по серому, который в некоторых системах контроля печати считается основой стандартизации. На восприятие серого сильно влияют цвет источника освещения и, главное, индивидуальные особенности зрения наблюдателей. В результате может возникнуть конфликтная ситуация, когда клиент и печатник будут не согласны относительно цвета серого поля: один будет считать, что контрольное поле нейтрально, а другой — что оно имеет некоторый оттенок, поэтому все цвета на сюжете искажены (нетрудно догадаться, какой именно точки зрения будет придерживаться печатник, а какой — клиент).

Упомянутое в основной статье отмарывание при печати может проявляться в различной степени: от едва заметного оттенка до совершенно неприемлемых пятен. А еще есть такой дефект, как тенение, возникающее из-за разных технологических проблем (например, эмульгирования краски или плохо экспонированных офсетных форм). Оно тоже в большей или меньшей степени может придавать бумаге нежелательный оттенок. Но вот какая именно степень окрашивания будет считаться браком, — стоит договориться заранее и потом измерять белизну пробельных элементов на оттиске с помощью прибора, а не на глаз.

Получается, что невозможно всерьез говорить о стандартизации и контроле качества печати без инструментальных измерений. Исходя из этого соображения, можно разделить типографии на классы в зависимости от наличия необходимого оборудования и тех параметров, которые в них измеряют с помощью контрольной шкалы. При этом главную роль играет даже не величина, получаемая при измерении того или иного поля контрольной шкалы (и которая может меняться в зависимости от редакции ISO), а способность типографии поддерживать эту величину на постоянном уровне. На мой взгляд, имеет смысл направить усилия не на достижение того или иного значения, указанного в стандарте, а на поддержание стабильности процесса. Самый простой пример: амплитуда колебаний оптической плотности красок в одной типографии (оснащенной современной печатной машиной и системой измерения с обратной связью) будет равна +/-0,1, в другой (где техника попроще) — +/-0,15, в третьей — +/-0,2… А вот конкретная величина D может изменяться в зависимости от колористики используемых красок (не секрет, что краски разных производителей различаются даже на глаз).

Продолжая разговор о качестве, может показаться, что происходит смешение разных стандартов: ISO 12647-2:2004 и ISO 9001. Возможно. Но вот Правительство РФ 16 января 2007 г. утвердило Постановление «О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией». В частности, государственными требованиями являются «наличие у соискателя лицензии условий для выполнения утвержденных… технических требований и условий изготовления защищенной полиграфической продукции, а также соблюдение лицензиатом указанных требований и условий»; «наличие в штате соискателя лицензии специалистов», имеющих профильное образование и определенный стаж работы по специальности; «наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему… помещений, технологического оборудования…». Разумеется, не все печатают защищенную продукцию и ценные бумаги. Но, согласитесь, для клиента именно его бумага — самая что ни на есть ценная. И нельзя не признать в данном случае резонным подход государства, когда от исполнителя требуют наличия соответствующего оборудования. Со стороны клиентов тоже было бы разумным обращать на это внимание, если они хотят получить качественный продукт, а не вести после получения тиража переговоры о соотношении цены и качества (хотя, как мне кажется, некоторых клиентов интересует именно процесс таких переговоров). Соответственно, клиент имеет полное право попросить менеджера продемонстрировать ему оборудование типографии в работе.

В основной статье также говорится о том, что соответствие ISO 12647-2:2004 необходимо для работы с иностранными заказчиками (и тут же сделана совершенно справедливая оговорка, что его соблюдение лишь на одном этапе еще не гарантирует результата). Хотя так ли много у нас типографий, которые имеют таких заказчиков? Разумеется, можно выделить среди них класс, где полностью соблюдаются требования этого стандарта. Однако далеко не всем это необходимо (и тем более не для всех возможно).

Разделение на классы по тому или иному стандарту позволило бы клиентам ориентироваться в многообразии типографий, а типографиям — правильно позиционировать себя. Если клиент говорит, что ему необходима качественная печать, он должен определиться, что именно он имеет в виду под словом «качество» — какой именно класс контроля? И привыкнуть к мысли, что соблюдение и поддержание качества стоит определенных денег. А в случае конфликта клиент и исполнитель смогут оперировать вполне определенным и ограниченным набором критериев, не ссылаясь на «евростандарт». В результате будут соблюдены интересы как типографии, так и клиента.

Как сказано в статье, «требования этого стандарта должны быть известны всем и одинаковы для всех». Добиться этого несложно. Проблема в другом: наверняка, не всем захочется ставить самих себя в какието рамки. Некоторым проще не тратиться на измерительные приборы, определяя качество на глаз, а кому-то удобнее договориться с клиентом полюбовно, чем заниматься стандартизацией процесса печати. Но рано или поздно такой подход себя исчерпает. Отсутствие какого-либо стандарта — это тоже показатель для клиента. И лучше иметь стандарт, с которым можно стабильно работать, чем не иметь ничего.

Журнал "Курсив" №4-2007